Краеведческие статьи

angle-left null ГРАЖДАНКА. Историческая справка

Топографические сведения

Сегодня Гражданкой принято называть район новостроек от проспекта Непокоренных до Суздальского проспекта. Но исторически Гражданка занимала гораздо меньшую территорию. Вдоль теперешнего Гражданского проспекта когда-то располагались три поселения, точные границы которых определить довольно сложно. Примерно от нынешнего проспекта Непокоренных до улицы Фаворского поселение называлось «Дорога в Гражданку», от улицы Фаворского до улицы Гидротехников — «Колония Гражданка» (она же Немецкая Гражданка), а от улицы Гидротехников примерно до дома № 80 по Гражданскому проспекту – «улица Русская Гражданка».

На западе Гражданка граничит с Шувалово–Озерками, на юго-западе — с Сосновкой, на юге — с Пискарёвкой, на востоке — с Ручьями, на северо-востоке — с посёлком Мурино Всеволожского района Ленинградской области.

Почему "Гражданка"?

Первое упоминание названия «Гражданка» встречается в ревизских сказках жителей Петербургского уезда за 1795 год, отложившихся в фонде Петроградской казенной палаты (№ 479). В них указано, что «после 4 ревизии вновь заведено в 1782 году селение при оном же селе Мурино под названием «Гражданка деревня», но происхождение топонима «Гражданка» неясно.

Считается, что он связан с близостью к городу и первоначально звучал как «Горожанка» или «Горожданка». В изначальном смысле понятие «гражданин» обозначало жителя города, посада.

Одним из объяснений происхождения топонима «Гражданка» является его связь со словом «городить» (градить, гораживать), то есть забирать забором, обносить тыном.

Исторические особенности

Деревня Гражданка была основана в 1782 году графом Александром Романовичем Воронцовым (15.09.1741–15.12.1805) в окрестности принадлежавшей ему деревни Мурино и в 1782 – 1789 годах заселена купленными крепостными крестьянами — русскими и эстляндцами-лютеранами. Первыми жителями Гражданки стали 28 русских выходцев из Ямбургского уезда и 23 лютеранина из Ревельского наместничества. Эта деревня указывалась на картах 1817 и 1834 гг. Впоследствии, когда рядом возникла Колония Гражданка, или Немецкая Гражданка, деревня Горожанка стала Русской Гражданкой.

Из «Краткого экономического примечания С.-Петербургского уезда» к Атласу генерального межевания С.-Петербургской губернии за 1796 год, находящемся в Российском государственном историческом архиве (РГИА), можно получить представление о том, чем занимались первые жители Гражданки. Как и население окрестных деревень, они находились на оброке, «а женщины, сверх полевой работы, торг производят в городе молоком и сливками».

В 1827 г. в этих местах обосновались немецкие колонисты, создав Колонию Гражданку — одно из многочисленных поселений немцев в предместьях Петербурга. Уже к июлю 1829 года колонисты построили здесь пятнадцать домов. Здесь обосновалось несколько старинных немецких родов – Аманы, Фогельгезанги, Шеферы, Бичи, Бауэры, Вализеры, Эйдемиллеры, Эргардты, Юнги.

В 1838 году в Колонии Гражданке насчитывалось 90 душ, из них 43 — мужского пола и 47 — женского. По данным 1856 года в колонии было 15 дворов и 44 мужчины, а к 1930 году — до 50 дворов, численность населения составляла около 200 человек.

Немецкие колонисты занимались сельским хозяйством и садоводством. Их поселения славились картофелем, молочными продуктами и овощами, клубникой. Кроме того, они занимались «питомническим промыслом», принимая на воспитание «незаконнорожденных детей», попавших в петербургский Воспитательный дом.

Позже вблизи дороги, связывавшей Гражданку с Петербургом, возникло еще одно поселение, где жили русские, финны и немцы — называлось оно «Дорога в Гражданку».

Необычный немецко-русский колорит Гражданка сохранила вплоть до Великой Отечественной войны.

С осени 1941 года на Гражданке появился военный аэродром. По свидетельству очевидцев три взлетно-посадочные полосы аэродрома «Гражданка» проходили вдоль лесопарковой границы и нынешней улицы Бутлерова. Отсюда взлетали самолеты, защищавшие небо над Дорогой жизни.

После войны по соседству со старой деревенской Гражданкой возник «ленинградский Академгородок». Этот процесс начался еще в первых десятилетиях ХХ века появлением Политехнического института, продолжился в 1930-х годах и с новой силой развернулся после войны и особенно в 1950-е годы. Здесь разместились ВНИИ Телевидения, Агрофизический институт, Институт гидротехники им. Б. Е. Веденеева, Институт постоянного тока. И позже на Гражданке появлялись самые разные научные и научно-исследовательские учреждения.

Массовая застройка Гражданки происходила в 1960-1970-х годах. В 1970-х годах на Гражданке появились станции метро «Академическая» (1975 г.) и «Гражданский проспект» (1978 г.), а у пересечения Гражданского проспекта с проспектом Науки и улицы Бутлерова с проспектом Науки стал возникать новый общественный центр района.

Строительство станции метро "Гражданский проспект"

Библиография

  1. Глезеров, Сергей Евгеньевич. Исторические районы Петербурга от А до Я [Текст] / Сергей Глезеров. — Москва : Центрполиграф, 2013. — С. 73-82. — Библиогр.: с. 480-485.
  2. Глезеров, Сергей Евгеньевич. Неизвестная Гражданка [Текст] : историческая литература / Сергей Глезеров ; [ред. О. Штанникова]. — Санкт-Петербург : Муниципальное образование Гражданка, 2008. — 287 с. : ил., фото. — Библиогр. в конце кн.
  3. Глезеров, Сергей Евгеньевич. Лесной, Гражданка, Ручьи, Удельная... [Текст] / С. Е. Глезеров. — Москва : Центрполиграф , 2006. — 465 с. : ил.
  4. Горбачевич, К. С. Почему так названы? [Текст] : о происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов / К. С. Горбачевич, Е. П. Хабло. — 5-е изд., перераб. — СПб : Норинт, 2002. — 348 с. — (Панорама Петербурга).
  5. Кондратов, Алексей. История Гражданки [Электронный ресурс]// ВКонтакте. — Режим доступа: https://vk.com/topic-5659853_14029214. — (дата обращения: 19.10.2018).
  6. Румянцев, Андрей. Когда появилась Гражданка [Электронный ресурс] / А. Румянцев. —Электрон. текстовые дан. // Санкт-Петербургские ведомости. — 2014. — 23 мая. – С. 5.